Как beauty-индустрия справляется с режимом самоизоляции, почему диджитализация идет медленнее, чем в других сегментах ритейла, и что предпринять косметическим компаниям, чтобы переломить тренд. Советы и кейсы в статье digital-консультанта Go Mobile Екатерины Толмачевой.
Рынок и тренды
Как и многие отрасли, традиционно тяготеющие к офлайн-продажам, рынок косметики подошел к карантину и коронавирусу неподготовленным. По разным оценкам, доля канала e-commerce в 2019 году составила порядка 8-10% от общего объема продаж косметических средств.
Особенно пострадали марки, делающие упор на офлайн-продажи – у 22 из 40 марок косметики с наибольшей выручкой в России нет собственного интернет-магазина. Всю мощь изоляции ощутили компании, реализующие свою продукцию салонам красоты для профессионального использования и через салоны красоты для личного использования.
Компания Л'Этуаль заявила о падении оборота на 95% из-за закрытия офлайн-магазинов, прокомментировав, что онлайн-канал приносит только 5% ожидаемой выручки. Вместе с другими крупными игроками (Рив Гош, Золотое яблоко) компания обратилась к государству с просьбой обеспечить льготы по кредитам и аренде, отсрочки по выплатам НДС и налога на прибыль до конца года, а также ввести мораторий на начисление подоходного налога и взносов во внебюджетные фонды.
Часть марок замораживает новые запуски, особенно если основным каналом продаж планировались оффлайн-ритейлеры, а для продвижения планировалось использовать мероприятия. Так как новые релизы являются важным драйвером продаж, массовый перенос запусков также негативно влияет на общий объем доходов отрасли.
Тем не менее, продажи косметики демонстрируют меньший темп падения, чем, например, продажи одежды. По данным Skypad, на рынке США в апреле 2020 (по сравнению с апрелем 2019) продажи одежды сократились на 40%, а продажи косметики только на 30%.
На карантине людям по понятным причинам меньше нужны одежда и декоративная косметика, зато растет потребление уходовой косметической продукции и предметов личной гигиены, которые также входят в категорию..